Занятия

На горном Алтае сложилось два хозяйственно-культурных типа: скотоводы-кочевники (южные алтайцы, кроме оседлых телеутов) и оседлые охотники и звероловы (северные алтайцы).

Южные алтайцы - теленгиты, телесы и алтайцы - вели экстенсивное хозяйство, основу которого составляло пастбищное скотоводство. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; кроме того, теленгиты имели яков и верблюдов.

У южных алтайцев сложился следующий порядок кочевания: осенью семья со скотом, юртой и всем скарбом переправлялась в ложбины, где имелся обильный корм для скота, и отсюда медленно передвигалась к зимним пастбищам, в горы. Там, в распадке, защищенном от ветра, устанавливали юрту. На склонах гор, свободных от снега, скот находил корм - высохшую траву. Ранней весной начиналось передвижение в обратном порядке.

Телеуты тоже занимались скотоводством, но основу его составляло стойловое содержание скота. Они первыми перешли к оседлости.

Когда стада, особенно крупного рогатого скота, увеличивались, пастбищное содержание в течение круглого года дополнялось заготовкой сена. В 60-х годах XIX века русские крестьяне завезли на Алтай косу-горбушу, а затем и более совершенную косу-литовку. Производительность труда при сенокошении по сравнению с сохранявшимся старинным способом - вырываннием травы руками - выросла во много раз. Это позволило увеличить запасы сена и потребовало новой техники его уборки по русскому образцу. Многие байские и зажиточные хозяйства стали применять в конце XIX века конную сенокосилку и грабли, производили заготовку сена в широких масштабах.

У северных алтайцев сложился иной, в отличие от южных, хозяйственно-культурный тип - они были охотниками-скотоводами. Основой их хозяйства служила пешая охота на пушных и копытных зверей. Занимались они и земледелием, и скотоводством, и собирательством, и промыслом кедрового ореха.

Охота предполагала существование охотничьих коллективов. Охота на зверя в одиночку с теми примитивными средствами, которыми пользовались тогда алтайцы, была затруднительной, а на крупного зверя и невозможной. Ловчие ямы создавались коллективно: землю разрыхляли мотыгами, затем сгребали ее деревянными лопатами и относили далеко в сторону. Так же практиковалась охота на копытных животных при помощи больших загородей, сооруженных охотниками сообща.

Как правило охотились только мужчины, а остальные члены семьи не принимали участия.

Улучшению и укреплению хозяйства алтайцев способствовало развитие земледелия и некоторых промыслов, продукция которых шла на продажу. По данным на 1897 год, небольшие посевы ячменя производила половина всех алтайских хозяйств. В районах постоянного общения с русским населением, алтайцы обрабатывали землю сохой или даже железным плугом, снимали урожай серпом и обмолачивали, гоняя по снопам лошадей.

Но во многих районах в земледелии продолжала господствовать традиционная техника. Для разрыхления почвы было два орудия: абыл - мотыга для обработки поля вручную, и андазын - подобие деревянной сохи для вспашки, которая привязывалась к седлу верховой лошади. Боронили ветками сухого дерева, на которое сверху для тяжести клали камни. Сеяли вручную, а удобряли поля разбрасыванием сосновых веток, которые постепенно сгнивали. Иногда посев производили на местах зимних стоянок скота. Жали ножом, молотили короткой палкой и весь маленький урожай зерна (ячмень) хранили в кожаных сумках в юрте. В муку и крупу ячмень размельчали на ручной каменной зернотёрке и в деревянной ступе.

В зажиточных и байских хозяйствах техника земледелия приближалась к технике кулацкого крестьянского хозяйства - железные плуги и бороны, жатки-самосброски, ручные молотилки и веялки. Широко применялся кабальный или наемный труд.